Geschichte der Wolgadeutschen

БУХОЛЬЦ Леон Карлович (Leon-Arthur-Alexander-Karl Bucholtz[1]) (3 апреля 1867 (по ст. ст.), с. Гросс-Эзерн Гольдингенского у. Курляндской губ. – 19 февраля 1953, с. Мордово Красноармейского р-на Саратовской обл.), врач.

Родился в семье врача Карла Бухольца (Dr. Karl Bucholtz, 31.3.1827-1.11.1887) и Елизаветы Зееберг (Elisabeth Seeberg). Был самым младшим ребенком в семье из 7 детей.

Первоначальное образование получил дома. Затем учился сначала в пансионате фон Рохлица в Курситене (имение в Гольдингенском у., Курляндской губ.), а с 1881 по 1886 – в гимназии в Митаве (сейчас Елгава, Латвия). В январе 1887 поступил на медицинский факультет Юрьевского (Дерптского) университета, который окончил 13 мая 1893 со степенью лекаря «со всеми правами и преимуществами, сопряженными по закону с этим званием». В период обучения в университете на старших курсах в 1891-92 работал старшим ассистентом Юрьевской хирургической университетской клиники. Член балтийско-немецкой студенческой корпорации „Neobaltia“.

После окончания университета некоторое время работал вольнопрактикующим врачом в Юрьеве (б. Дерпт, сейчас Тарту, Эстония). С сентября 1893 по 1894 – врач больницы при металлургическом заводе Новороссийского общества в Юзовке (сейчас Донецк, Украина). Затем уехал на Волгу и поселился в немецкой колонии Цюрих Николаевской в. Самарской губ., где в 1894-96 работал общественным врачом. В 1896-1900 – общественный врач в Екатериненштадте; проживая здесь, являлся членом церковной общины Южный Екатериненштадт. Одновременно в 1898-1900 работал врачом в убежище (приюте) для глухонемых детей в селе Орловское Общества для воспитания глухонемых детей приволжских евангелических приходов Саратовской и Самарской губерний. Являлся членом ревизионной комиссии этого Общества, а с 1914 ‒ членом его правления, сменив на этом посту выбывшего д-ра Хр. Бонвеча; постоянно вносил пожертвования на содержание убежища (приюта) для глухонемых.

В 1898 совершил поездку в Германию и Австрию с целью изучения курортов. В 1901 в Берлине проходил специализацию по внутренним болезням у профессоров Штрауса, Брасса, Розенгейма, Михаэлиса и др. Опубликовал в журнале проф. Э. фон Лейдена „Zeitschrift für diätische und physikalische Therapie“ (Bd. 5) сообщение о спинной сухотке (Tabes dorsalis) в поволжских немецких колониях луговой стороны. Позже работал над научной статьей о диете и диетической кухне (о её публикации н/св.). После 1905 защитил диссертацию по специализации «Внутренние болезни» и получил научную степень доктора медицины.

В 1900 вместе с семьей переехал в Саратов, где до 1914 работал врачом по внутренним болезням. Примечательно, что по данным «Российских медицинских списков» с 1894 по 1901 Бухольц формально продолжал числиться вольнопрактикующим лекарем в г. Юрьеве. И лишь начиная с 1902 в официальных медицинских списках его стали указывать сначала как врача частной лечебницы, а с 1907 – вольнопрактикующего врача в Саратове.

В 1900 вместе с врачом Александром Грасмиком «на артельных началах» открыл в Саратове частную лечебницу, которая сначала располагалась в двух разных зданиях: Леон Бухольц принимал своих пациентов в доме Александра Лисенко (угол Соборной и Московской ул.), а Александр Грасмик – в собственном доме (ул. Соборная, 13). В 1910 по проекту саратовского архитектора Люкшина ими была построена на собственные средства новая отдельная больница, национализированная в 1918 большевиками. Здание сохранилось до наших дней и является памятником архитектуры начала 20 в. Сейчас в нём располагается детская инфекционная больница № 6 города Саратова.

Проживая в Саратове, являлся членом церковной общины Евангелическо-лютеранской церкви Св. Марии, постоянно вносил пожертвования на содержание церкви, на школьное дело и попечение о бедных, на рождественские подарки детям, специальные пожертвования конфирмантам из бедных семей; дважды избирался председателем церковного совета (в какие годы не установлено).

Являлся одним из основателей «Саратовского немецкого общества» („Saratower Deutscher Verein“). В 1908 был избран первым его президентом, а со следующего года, после избрания президентом общества Г. Абельса, неизменно входил в состав правления общества. На протяжении всего периода существования немецкого общества был активным его членом, возглавлял секцию истории поволжских колоний, вице-президентом которой был Август Лонзингер.

В 1905, во время русско-японской войны, был мобилизован в армию врачом, но на фронте не был. Часть, в которой он служил «не получив горных орудий, застряла в Самаре до окончания войны». В 1905-06 был сначала врачом 24-й Восточно-Сибирской горной батареи, а затем – 14-го Оренбургского казачьего полка. По возвращении в Саратов продолжил работать врачом по внутренним болезням в частной лечебнице вместе с врачом А. Грасмиком.

В 1914-16 – участник 1-й мировой войны. Воевал на Кавказском фронте; принимал участие в Персидской компании. Служил батальонным врачом 561-й Саратовской пешей дружины. Зимой 1915/16 заболел возвратным тифом, почти ослеп и в тяжелом состоянии был эвакуирован в Баку. Излечившись, вопреки решению врачебной комиссии, снова вернулся в строй. В составе 3-й Кубанской дивизии после взятия Биджара участвовал в походе по преследованию отступающих турецких войск до города Сенне. Однажды, отправившись по делам к корпусному врачу в Хамадан, в дороге заболел сыпным тифом. Находился на излечении в госпитале в Хамадане. Поправившись, «приехал для эвакуации в Казвин», где тяжело заболел малярией. После излечения и отпуска домой для восстановления здоровья был признан пригодным для службы в мирное время и назначения на военную службу больше не получил.

В 1918 был приглашен на службу в Саратовский городской отдел здравоохранения помощником заведующего Горздрава. В 1919-22 – старший ординатор заразной 4-ой больницы в Саратове. С 1921 работал сначала по совместительству, а с 1922 по 1925 на постоянной основе заведующим трудовой экспертизы завода им. Ленина (бывший Саратовский гвоздильно-проволочный и чугунолитейный завод). В 1925-29 – врач 1-ой Страховой районной амбулатории в Саратове.

В январе 1930 после призыва наркома здравоохранения Н.А. Семашко о помощи в борьбе с эпидемиями подал заявление в Семипалатинский Облздравотдел и был направлен на работу в Риддер (Казахстан). В 1931 в связи с начавшейся эпидемией сыпного тифа был назначен заведующим эпидлазарета, заразной больницы и дома для выздоравливающих. За время работы в Риддере ему удалось значительно снизить процент смертности от сыпного тифа – с 85% до 6,3%. На тот период это был один из самых низких показателей смертности от этого заболевания по всему Советскому Союзу (согласно отчетным данным такого же результата добилась ещё только Красногвардейская больница в Москве). Помимо основной работы выполнял различные общественные обязанности. В 1930-34 являлся председателем РОКК (Российское общество Красного Креста) в Риддере. В условиях острой нехватки обученного среднего медперсонала по собственной инициативе без ассигнований организовал РОККовские 10-месячные курсы медсестер. Кроме того, в 1930-33 состоял членом Президиума краевого союза Медсантруда, а в 1934 был ответственным по санитарному благоустройству Риддера. В 1933 в Риддере был торжественно отмечен юбилей его 40-летней врачебной деятельности.

В 1934 получил назначение заведующим больницы «Ульбастроя» (специализированная организация, занимавшаяся в 1931-37 строительством Ульбинской ГЭС у города Риддер), а через год переехал в Усть-Каменогорск (Казахстан), где до 1938 работал заведующим терапевтической и заразной больницы. Одновременно в 1935-37 возглавлял школу медицинских сестер (сейчас Усть-Каменогорский высший медицинский колледж), являясь её первым директором. Кроме того, в 1936 был председателем Бюро секции врачей и членом Горсовета Усть-Каменогорска. По сохранившимся архивным данным по состоянию на 1 февраля 1937 Л.К. Бухольц был беспартийным и судимости не имел.

В 1938, после ареста сына Эгберта, который жил и работал вместе с отцом в Усть-Каменогорске, переехал с женой к младшей дочери Анне сначала в Сочи, а затем вместе с её семьей на строительство гидроэлектростанции «Свирь-2» под Ленинградом. Работал завучем в школе медсестер, затем врачом в поликлинике в пос. Погра Подпорожского р-на Ленинградской обл. После начала войны вернулся на Волгу и в октябре 1941 поселился в селе Мордово, где ещё до революции у него была дача, национализированная сначала большевиками, но затем возвращенная ему по распоряжению наркома здравоохранения Н. Семашко.

«Прибыв в Саратов (в 1941 г.), узнал о постановлении правительства о выселении немцев. Опять удар! Зять советовал поселиться в селе Мордовое. "Знают тебя там хорошо, врагов у тебя нет, живи спокойно..." Так и случилось. Обе дочери поступили преподавателями в 10-летку, а я стал оказывать медпомощь больным. Люблю Мордовое – поблизости к Волге, а мордвинских особо, потому что во время войны, когда немцы доходили до Сталинграда и почти до Камышина, не слыхал ни одного неуважительного слова к местным немцам!» (Из дневника Леона Бухольца.)

Умер 19 февраля 1953 в с. Мордово Красноармейского р-на Саратовской обл. и похоронен на сельском кладбище.

Кроме врачебной деятельности Л.К. Бухольц увлекался поэзией, писал стихи. В 1909 написал песню „Das Wolgadeutsche Heimatlied“, посвященную «Саратовскому немецкому обществу». Её написание было приурочено к открытию обществом собственного клуба. Она была отпечатана в Дерпте отдельным изданием с нотами для одного голоса и для хора; исполнялась на мотив мелодии „Wo Kraft und Mut in deutscher Seele flammen“ П. Ферстера (P. Foerster). По сути эта песня стала гимном «Саратовского немецкого общества». Её словами д-р Бухольц закончил свою торжественную речь по случаю открытия клуба при немецком обществе 7 ноября 1909, её исполняли на собраниях общества и на различных мероприятиях, устраиваемых немецким обществом в Саратове. Много лет спустя песня „Das Wolgadeutsche Heimatlied“ была обнаружена д-ром А. Липпертом (Dr. Arnold Lippert, 1898-1958) в архиве «Саратовского немецкого общества» и текст её стихов (в сокращении) был опубликован им в журнале „Deutsche Post aus dem Osten“ (1937, Nr. 11).

В 1925 в журнале „Unsere Wirtschaft“ было опубликовано его стихотворение „Daheim an der Wolga“ (Дома на Волге). В период между 1941 и 1953 Бухольц написал либретто оперы «Зоя Космодемьянская» (не опубликовано, хранится в семейном архиве потомков Леона Бухольца).

Кроме того, что Л.К. Бухольц свободно владел немецким и русским языками, он знал латынь и французский язык, а также мог изъясняться на латышском.

Брак: 24 мая 1895 (с. Цюрих Николаевской в. Самарской губ.), жена – Эмма Ивановна Крафт (Emma Julia Kraft) (18 фев. 1868, с. Красный Яр Новоузенского у. Самарской губ. – 4 мая 1964, с. Мордово Красноармейского р-на Саратовской обл.), дочь Иоганна Крафта (Johann Conrad Kraft), крупного торговца и землевладельца из Красного Яра (см. Усадьба Крафта в с. Красный Яр).

Дети (даты рождения указаны по ст. ст.):

1) Эгберт (Egbert), 18 фев. 1896, с. Цюрих – 1966, Москва; похоронен в Риге на Лесном кладбище (Латвия); врач.

2) Владимир (Georg Karl Woldemar), 8 июля 1897, с. Екатериненштадт – 5 марта 1940, Севвостлаг «Дальстроя»; 22 июля 1938 был арестован и 5 июня 1939 приговорен к 8 годам ИТЛ; на момент ареста проживал в г. Сатка Челябинской обл. и работал старшим конструктором на заводе СМЗ.

3) Гертруда (Gertrud), 23 дек. 1898, с. Екатериненштадт – 3 мая 1943, г. Славгород (Алтайский край); врач-микробиолог, кандидат медицинских наук; в замужестве оставалась на своей фамилии Бухольц.

4) Бенедикт (Karl Benedikt), 30 марта 1900, с. Екатериненштадт – 12 июля 1933, погиб при перегонке гидросамолета недалеко от Сталинграда; летчик-испытатель.

5) Герхард (Gerhard), 15 янв. 1902, Саратов – 15 сентября 1938, Коммунарка, Московская обл. Главный инженер по проектированию Научного автотракторного института (НАТИ) Наркомтяжпрома СССР в Москве.

6) Ирина (Irene), в замужестве Москвина, 20 авг. 1903, Саратов – 13 апреля 1989, Саратов.

7) Анна (Anna Margreth), в замужестве Фирсова, 13 авг. 1907, Саратов – 30 дек. 1995, Полтава (Украина).

8) Вернер (Werner), 8 сент. 1910, Саратов – ?; в 1936-38 учился в школе медицинских сестер в Усть-Каменогорске (Казахстан), с 15 окт. 1937 одновременно исполнял должность зав. хозяйством этой школы по совместительству; в 1938 арестован, дальнейшая судьба неизвестна.

Александр Шпак (Средняя Ахтуба),
Д-р Альберт Обгольц (Кайзерслаутерн)

______________

[1] В некоторых источниках встречается неверное написание фамилии: Buchholz (Бухгольц).


При подготовке статьи использованы:
  1. Album Academicum der Kaiserlichen Universität Dorpat. Dorpat. Druck von C. Mattiesen, 1889, S. 345, Nr. 4689, S. 858, Nr. 13238.
  2. Album der Landsleute der Neobaltia. 1879-1904. Jurjew (Dorpat), Druck von C. Mattiesen, 1904, S. 104-105, Nr. 125 (13238).
  3. Jahresbericht der Gesellschaft zur Erziehung Taubstummer Kinder in den evangelischen Wolgagemeinden und der von ihr unterhaltenen Taubstummenanstalt in Orlowskoi. – Jurjew (Dorpat): Druck von H. Laakmann’s Buch- und Steindruckerei, 1898-1908.
  4. Jahresbericht über die Verwaltung des Vermögens der Evangelisch-Lutherischen St. Marien-Kirche zu Saratow und der bei derselben bestehenden Anstalten, nebst einem Anhange. – Saratow: Druck von H. Schellhorn u. Co., 1909-1914.
  5. Obholz, A., Kasanzew A.: Der Arzt Leon Karl Bucholtz (1867-1953) – eine Würdigung // Volk auf dem Weg, 2020, Nr. 4.
  6. Rechenschaftsbericht des Deutschen Vereins in Saratow für die Jahre 1908/09, 1909/10, 1910/11. – Saratow, 1911.
  7. Unsere Wirtschaft, 1925, Nr. 19.
  8. Zeitschrift für diätische und physikalische Therapie. Redigirt von E. v. Leyden und A. Goldscheider. 5. Band. – Leipzig: Verlag von Georg Thieme, 1901/2, S. 530-531.
  9. Весь Саратов. Альманах-справочник на 1925 год. / Издание губернской комиссии по улучшению быта детей при Саратовском ГИК’е. – Саратов (без указания года), с. 322.
  10. Годовой отчет Общества для воспитания глухо-немых детей Приволжских Евангелических приходов Самарской и Саратовской губерний. – Саратов: Типо-литография Т-ва Г. Х. Шельгорн и Ко, 1910-1914.
  11. Информация, предоставленная Андреем Казанцевым (Усть-Каменогорск, Казахстан).
  12. Информация, предоставленная Андреем Мельником, правнуком Л.К. Бухольца (Киев, Украина).
  13. Информация, предоставленная Маргаритой Викторовной Хованской, правнучкой Л.К. Бухольца (Москва, Россия).
  14. Информация, предоставленная Мариной Марковной Ильиной, правнучкой Л.К. Бухольца (Воронеж, Россия).
Интернет-ресурсы:
  1. Косицына Н. След на земле // Новая жизнь. Красноармейская общественно-политическая газета. Дата публикации 10.11.2016
  2. Dr. Albert Obholz: Zwei Wolgadeutschen Heimatslieder
  3. MyHeritage
Фото:
  1. Леон Карлович Бухольц. Фото 1929 г. – Из семейного архива М.М. Ильиной, правнучки Л.К. Бухольца.

Надпись на обороте:
Seinen innig geliebten Kindern Kabbi und Ernuschke zum Andenken
der Vater 17/IX 1929
(На память горячо любимым детям Каби и Эрнушке. Отец 17/IX 1929)



Аттестат Л.К. Бухольца об окончании медицинского факультета Императорского Юрьевского Университета и присвоении ему степени лекаря. Юрьев, 26 июня 1893 г.

Источник: Rahvusarhiiv Tartus, Tartu Keiserlik Ülikool. EAA.402.2.3248

Документ предоставил д-р А. Обгольц.


Врачи Оскар-Бернгард Федорович Вегнер (1866–1933), Федор Вильгельмович (Васильевич) Берви (1867–1942), Леон-Артур-Александр Карлович Бухольц (1867–1953). Юзовка, март 1894 г.

Фото предоставил А. Жаров.

Это фото из экспозиции Донецкого республиканского краеведческого музея выставлялось в конце 2014 года в донецком художественно-выставочном центре «Арт-Донбасс» на выставке «Город Донецк и его жители», посвященной 145-летию с момента основания Донецка и предполагаемому 200-летию со дня рождения считающегося отцом-основателем столицы Донбасса, британского промышленника Джона Юза. Фото привлекло внимание донецкого журналиста и краеведа Анатолия Жарова. Он исследовал фотографию и впервые опубликовал её в интернете в своей статье «Медицинско-авиационная история».


Семья Л.К. Бухольца. Саратов, 1916.
Слева направо: Владимир, Герхард, Вернер – стоит спереди матери, Эммы Ивановны, Бенедикт, отец, Леон Карлович, дочери Анна, Ирина, Гертруда и старший сын Эгберт.

Фото предоставила М. Ильина, правнучка Л.К. Бухольца.


РОККовские курсы медсестер в Риддере. В центре – Л.К. Бухольц.

Фото предоставила М. Ильина, правнучка Л.К. Бухольца.


Постановление Президиума Риддерского Горсовета Усть-Каменогорского района Восточно-Казахстанской области от 26 мая 1933 г. о праздновании юбилея 40-летней врачебной деятельности Л.К. Бухольца.

Документ предоставил А. Мельник, правнук Л.К. Бухольца.


Могила Л.К. Бухольца (1867-1953) и его жены Э.И. Бухольц (1868-1964) в селе Мордово Красноармейского района Саратовской области. Дата съемки: 12.09.2016.

Фото предоставила М. Ильина, правнучка Л.К. Бухольца.


 

Здание бывшей частной лечебницы докторов Л.К. Бухольца и А.Л. Грасмика в Саратове.
Сейчас детская инфекционная больница № 6 города Саратова.
Фото январь 2017 г.

Фото предоставила М. Ильина, правнучка Л.К. Бухольца.