БУХОЛЬЦ Леон Карлович (Leon-Arthur-Alexander-Karl Bucholtz[1]) (3 апреля 1867, с. Гросс-Эзерн Гольдингенского у. Курляндской губ. – 19 февраля 1953, с. Мордово Красноармейского р-на Саратовской обл.), врач.
Родился в семье врача Карла Бухольца (Dr. Karl Bucholtz, 31.3.1827-1.11.1887) и Елизаветы Зееберг (Elisabeth Seeberg). Был самым младшим ребенком в семье из 7 детей.
Первоначальное образование получил дома. Затем учился сначала в частной школе Рохлица в Курситене (имение в Гольдингенском у., Курляндской губ.), а с 1881 по 1886 – в гимназии в Митаве (сейчас Елгава, Латвия). В январе 1887 поступил на медицинский факультет Юрьевского (Дерптского) университета, который окончил в 1893 со степенью лекаря «со всеми правами и преимуществами, сопряженными по закону с этим званием». Член балтийско-немецкой студенческой корпорации „Neobaltia“.
После окончания университета некоторое время работал вольнопрактикующим врачом в Юрьеве (б. Дерпт, сейчас Тарту, Эстония). С сентября 1893 по 1894 – врач больницы при металлургическом заводе Новороссийского общества в Юзовке (сейчас Донецк, Украина). Затем уехал на Волгу и поселился в немецкой колонии Цюрих Николаевской в. Самарской губ., где работал общественным врачом. В 1896-1900 – общественный врач в Екатериненштадте. Одновременно работал врачом в школе-приюте Общества для воспитания глухонемых детей Приволжских евангелических приходов Саратовской и Самарской губерний в с. Орловское. С 1914 являлся членом правления этого Общества, сменив на этом посту выбывшего д-ра Хр. Бонвеча.
В 1898 совершил поездку в Германию и Австрию с целью изучения курортов. В 1900 проходил обучение у проф. Э. фон Лейдена в Берлине. Опубликовал в журнале проф. Лейдена „Zeitschrift für diätische und physikalische Therapie“ (Bd. 5) сообщение о спинной сухотке (Tabes dorsalis) в поволжских немецких колониях луговой стороны. Позже работал над научной статьей о диете и диетической кухне (о её публикации н/св.).
В 1900 вместе с семьей переехал в Саратов. Примечательно, что по данным «Российских медицинских списков» с 1894 по 1901 Бухольц формально продолжал числиться вольнопрактикующим лекарем в г. Юрьеве. И лишь начиная с 1902 в официальных медицинских списках его стали указывать сначала как врача частной лечебницы, а затем вольнопрактикующего врача в Саратове.
В 1900 вместе с врачом Александром Грасмиком открыл в Саратове частную лечебницу, которая сначала располагалась в двух разных зданиях: Леон Бухольц принимал своих пациентов в доме Александра Лисенко (угол Соборной и Московской ул.), а Александр Грасмик – в собственном доме (ул. Соборная, 13). В 1910 по проекту саратовского архитектора Люкшина ими была построена на собственные средства новая отдельная поликлиника, национализированная в 1918 большевиками. Здание сохранилось до наших дней и является памятником архитектуры начала 20 в. Сейчас в нём располагается детская инфекционная больница № 6 города Саратова.
Проживая в Саратове, являлся членом церковной общины Евангелическо-лютеранской церкви Св. Марии, постоянно вносил пожертвования на содержание церкви, на школьное дело и попечение о бедных, на рождественские подарки детям, специальные пожертвования конфирмантам из бедных семей.
Являлся одним из основателей «Саратовского немецкого общества» („Saratower Deutscher Verein“). В 1908 был избран первым его президентом, а со следующего года, после избрания президентом общества Г. Абельса, неизменно входил в состав правления общества. На протяжении всего периода существования немецкого общества был активным его членом, возглавлял секцию истории поволжских колоний, вице-президентом которой был Август Лонзингер.
В 1914-16 – участник 1-й мировой войны. Воевал на Турецком фронте военным врачом. Однажды тяжело заболел возвратным тифом, почти ослеп и был эвакуирован в Баку. Излечившись, вопреки решению врачебной комиссии, снова вернулся в строй. В составе 35-й Кубанской дивизии после взятия Биджара участвовал в походе по преследованию отступающих турецких войск. В Казвине тяжело заболел малярией. После излечения и отпуска домой для восстановления здоровья был признан пригодным для службы в мирное время и назначения на военную службу больше не получил.
После революции 1917 продолжал работать врачом-терапевтом в Саратове. Затем был приглашен на службу в Саратовский городской отдел здравоохранения врачом для особых поручений. Позже работал помощником заведующего здравотдела, заведующим Собеса в Саратове. В 1930 уехал на Алтай, работал врачом в Славгороде. Позже переехал в Риддер (Казахстан). В 1931 в связи с начавшейся эпидемией сыпного тифа был назначен заведующим эпидлазарета, заразной больницы и дома для выздоравливающих. За время работы в Риддере ему удалось значительно снизить процент смертности от сыпного тифа – с 85% до 6,3%. На тот период это был самый низкий показатель смертности от этого заболевания по всему Советскому Союзу.
В 1933 в Риддере был торжественно отмечен юбилей его 40-летней врачебной деятельности. По инициативе Риддерского горсовета имя Л.К. Бухольца было присвоено заразному бараку, а сам Бухольц был премирован и представлен к награждению Орденом Трудового красного знамени (о получении ордена н/св.). Вскоре после этого получил назначение главным врачом «Ульбастроя».
В 1934 с «Ульбастроя» переехал в Усть-Каменогорск (Казахстан), где до 1938 работал заведующим терапевтической и заразной больницы. Одновременно в 1935-37 возглавлял школу медицинских сестер (сейчас Усть-Каменогорский высший медицинский колледж), являясь её первым директором. По сохранившимся архивным данным по состоянию на 1 февраля 1937 Л.К. Бухольц был беспартийным и судимости не имел.
В 1938, после ареста сына Эгберта, который жил и работал вместе с отцом в Усть-Каменогорске, переехал к дочери в село Подпорожье Ленинградской области и работал там врачом-консультантом. После начала войны вернулся на Волгу и в октябре 1941 поселился в селе Мордово, где ещё до революции у него была дача, национализированная сначала большевиками, но затем возвращенная ему по распоряжению наркома здравоохранения Н. Семашко.
«Прибыв в Саратов (в 1941 г.), узнал о постановлении правительства о выселении немцев. Опять удар! Зять советовал поселиться в селе Мордовое. "Знают тебя там хорошо, врагов у тебя нет, живи спокойно..." Так и случилось. Обе дочери поступили преподавателями в 10-летку, а я стал оказывать медпомощь больным. Люблю Мордовое – поблизости к Волге, а мордвинских особо, потому что во время войны, когда немцы доходили до Сталинграда и почти до Камышина, не слыхал ни одного неуважительного слова к местным немцам!» (Из дневника Леона Бухольца.)
Умер 19 февраля 1953 в с. Мордово Красноармейского р-на Саратовской обл. и похоронен на сельском кладбище.
Кроме врачебной деятельности Л.К. Бухольц увлекался поэзией, писал стихи. В 1909 написал песню „Das Wolgadeutsche Heimatlied“, посвященную «Саратовскому немецкому обществу». Её написание было приурочено к открытию обществом собственного клуба. Она была отпечатана в Дерпте отдельным изданием с нотами для одного голоса и для хора; исполнялась на мотив мелодии „Wo Kraft und Mut in deutscher Seele flammen“ П. Ферстера (P. Foerster). По сути эта песня стала гимном «Саратовского немецкого общества». Её словами д-р Бухольц закончил свою торжественную речь по случаю открытия клуба при немецком обществе 7 ноября 1909, её исполняли на собраниях общества и на различных мероприятиях, устраиваемых немецким обществом в Саратове. Много лет спустя песня „Das Wolgadeutsche Heimatlied“ была обнаружена д-ром А. Липпертом (Dr. Arnold Lippert, 1898-1958) в архиве «Саратовского немецкого общества» и текст её стихов (в сокращении) был опубликован им в журнале „Deutsche Post aus dem Osten“ (1937, Nr. 11).
В советский период (между 1941 и 1953) Бухольц написал либретто оперы «Зоя Космодемьянская» (не опубликовано, хранится в семейном архиве потомков Леона Бухольца).
Брак: 24 мая 1895 (с. Цюрих Николаевской в. Самарской губ.), жена – Эмма Ивановна Крафт (Emma Julia Kraft) (18 фев. 1868, с. Красный Яр Новоузенского у. Самарской губ. – 1964, с. Мордово Красноармейского р-на Саратовской обл.), дочь Иоганна Крафта (Johann Conrad Kraft), крупного торговца и землевладельца из Красного Яра (см. Усадьба Крафта в с. Красный Яр).
Дети (даты рождения указаны по ст. ст.):
1) Эгберт (Egbert), 18 фев. 1896, с. Цюрих – ?, г. Бауска (Латвия); врач.
2) Владимир (Georg Karl Woldemar), 8 июля 1897, с. Екатериненштадт – ?; конструктор.
3) Гертруда (Gertrud), в замужестве Розовская, 23 дек. 1898, с. Екатериненштадт – 1943, Воронеж; врач-микробиолог, кандидат медицинских наук.
4) Бенедикт (Karl Benedikt), 30 марта 1900, с. Екатериненштадт – 12 июля 1933, погиб при перегонке гидросамолета недалеко от Сталинграда; летчик-испытатель.
5) Герхард (Gerhard), 15 янв. 1902, Саратов – 15 сентября 1938, Коммунарка, Московская обл.; инженер.
6) Ирина (Irene), в замужестве Москвина, 20 авг. 1903, Саратов – ?.
7) Анна (Anna Margreth), в замужестве Фирсова, 13 авг. 1907, Саратов – 30 дек. 1995, Полтава (Украина).
8) Вернер (Werner), 8 сент. 1910, Саратов – ?.
Александр Шпак (Средняя Ахтуба),
Д-р Альберт Обгольц (Кайзерслаутерн)
______________
[1] В некоторых источниках встречается неверное написание фамилии: Buchholz (Бухгольц).
Аттестат Л.К. Бухольца об окончании медицинского факультета Императорского Юрьевского Университета и присвоении ему степени лекаря. Юрьев, 26 июня 1893 г.
Источник: Rahvusarhiiv Tartus, Tartu Keiserlik Ülikool. EAA.402.2.3248
Документ предоставил д-р А. Обгольц.
Врачи Оскар-Бернгард Федорович Вегнер (1866–1933), Федор Вильгельмович (Васильевич) Берви (1867–1942), Леон-Артур-Александр Карлович Бухольц (1867–1953). Юзовка, март 1893 г.
Фото из интернета.
Семья Л.К. Бухольца. Саратов, 1916.
Слева направо: Владимир, Герхард, Вернер – сидит на коленях у матери, Эммы Ивановны, Бенедикт, отец, Леон Карлович, дочери Анна, Ирина, Гертруда и старший сын Эгберт.
Фото предоставил А. Мельник, правнук Л.К. Бухольца.
Постановление Президиума Риддерского Горсовета Усть-Каменогорского района Восточно-Казахстанской области от 26 мая 1933 г. о праздновании юбилея 40-летней врачебной деятельности Л.К. Бухольца.
Документ предоставил А. Мельник, правнук Л.К. Бухольца.