Geschichte der Wolgadeutschen

БООС Александр (Alexander Boos) (1842, с. Обермонжу Николаевского у. Саратовской губ. – 2 ноября 1899, Одесса), римско-католический священник, каноник.

Родился в благочестивой и набожной семье в поволжской немецкой колонии Обермонжу Николаевского у. тогда ещё Саратовской (с 1851 – Самарской) губ. Начальное образование получил в церковно-приходской школе в родной колонии. В школе отличался особым прилежанием и скромностью, на что обратил внимание тогдашний декан в Екатериненштадте каноник Раймунд Андржейкович, ревизовавший в 1856 приходские школы своего деканата. С согласия родителей он взял мальчика к себе, дал ему необходимое предварительное образование и в 1857 привел его в Малую семинарию, только что открывшуюся при Тираспольской римско-католической духовной семинарии в Саратове, где тот обучался бесплатно. И в семинарии подопечный декана отличался от своих сокурсников истинной детской набожностью, пунктуальностью в соблюдении семинарских правил, прилежанием и талантом. Многие видели в подростке будущего образцового священника. Да и он сам, даже будучи молодым человеком, осознавал своё призвание к священству. Поэтому, блестяще окончив подготовительный школьный курс, в 1862 он поступил в духовную семинарию.

После 4-х летнего обучения и подготовки в духовной жизни был рукоположен в священники епископом Каном 4 сентября 1866. Вскоре после этого совершил свою первую Святую Мессу (примиц) в родной колонии Обермонжу, в церкви, в которой был крещён 24 года назад.

В 1866-77 – курат в церкви Успения Пресвятой Богородицы в Тифлисе (сейчас Тбилиси, Грузия). Несмотря на то, что его приход состоял из католиков разных национальностей: поляков, грузин, армян, немцев и французов, тем не менее ему удалось за короткое время завоевать всеобщую любовь и уважение среди прихожан.

27 октября 1877 епископским указом принял высокий пост представителя Тираспольской епархии в Римско-католической духовной коллегии в С.-Петербурге. Но сфера деятельности асессора в Коллегии была слишком узка для молодого священника. Поэтому в свободное от исполнения своих служебных обязанностей время он помогал проводить мессы в разных церквях С.-Петербурга, чем снискал любовь и уважение своих собратьев по сану и тогдашнего архиепископа Антония Фиалковского.

13 января 1878 был посвящен в каноники. А 4 июля 1878 указом епископа Цоттмана назначен ректором и профессором Тираспольской римско-католической духовной семинарии в Саратове, сменив на этом посту д-ра Михаэля Глоснера. 5 сентября 1878 получил должность асессора Консистории Тираспольской епархии.

Ещё не приняв на себя должность ректора семинарии, ему удалось добиться увеличения правительственного ежегодного ассигнования на содержание семинарии на 5 тыс. руб. Таково было его условие, прежде чем согласиться принять столь ответственный для него пост: «Я буду морально страдать, если мне придется каждый день видеть бледные, чахоточные фигуры бедных воспитанников, не имея возможности им помочь. Но если бы верховное правительство пожелало принять решение о ежегодной денежной надбавке семинарии, то только при этом условии я бы занял эту должность.»

При нём Малая семинария была преобразована в 4-х классное подготовительное училище, улучшилось содержание и питание воспитанников, был расширен на два года курс латинского языка, увеличено жалованье учителей. Его же стараниями были получены два бесплатных места в Римско-католической духовной академии в С.-Петербурге, в которой воспитанники отличники после окончания семинарии могли продолжить обучение и получить высшее богословское образование.

21 сентября 1891 епископским указом был назначен настоятелем в Кишинев, где прослужил ровно 8 лет.

Незадолго до своей безвременной смерти он получил назначение в Римско-католическую духовную коллегию в С.-Петербург и уже передал Кишиневский приход своему бывшему ученику, священнику Йозефу Кесслеру, назначенному новым настоятелем прихода 15 сентября 1899, но неожиданно заболел. 27 октября 1899 после двух безуспешных операций больного перевезли в Одессу к известному хирургу д-ру Е.А. Фрикеру в Евангелическую больницу. Здесь была сделана третья операция, но также без надежды на успех. 1 ноября, в День всех святых, около 9 час. утра больной принял последнее причастие и через несколько часов впал в бессознательное состояние, в котором пребывал до самой смерти, наступившей 2 ноября 1899, в День поминовения усопших, в половине первого пополудни в присутствии преподобного каноника Гартмана, декана Одессы, и прочего духовенства. 3 ноября прах покойного был перенесен в приходскую церковь и оставлен там на ночь.  Похоронен в Одессе 4 ноября 1899 в присутствии 14 священников и при большом стечении народа.

Согласно завещанию, отец Боос оставил большую часть своим братьям и сестрам в равных долях; меньшие суммы получили церковь в Обермонжу, церковь и приходская школа в Кишиневе. Его книги унаследовала семинария.

Александр Шпак (Средняя Ахтуба)


При подготовке статьи использованы:
  1. Kanonikus Alexander Boos (Todesanzeige) // Klemens. Ein katholisches Wochenblatt, Nr. 7 vom 10. November 1899, S. 49
  2. Kanoniker Alexander Boos // Klemens. Ein katholisches Wochenblatt, Nr. 15 vom 5. Januar 1900, S. 110-112.
  3. Die letzten Tage des Kathedralkanonikus Alexander Boos // Klemens. Ein katholisches Wochenblatt, Nr. 16 vom 5. Januar 1900, S. 118-119.
  4. Schnurr, Joseph: Die Kirchen und das religiöse Leben der Russlanddeutschen. Katholischer Teil. 2. Auflage. Selbstverlag Joseph Schnurr. Stuttgart, 1980, S. 333.
Фото:
  1. Klemens, Nr. 15 vom 5. Januar 1900, S. 111.

Дополнительные статьи и материалы:
  1. Kanoniker Alexander Boos (Nachruf) // Klemens, 1899/1900, Nrr. 7, 15, 16.