МЕЙЕР (Майер) Эмиль Адольфович (Emil Meyer) (15 сентября 1870, Гамельн, Германия – 1943, в месте ссылки), ботаник, ландшафтный архитектор, профессор.
Родился в немецком городке Гамельн (Hameln) в тогдашней провинции Ганновер. Лютеранин. Окончил реальное училище в родном городе. Затем поступил в Королевский помологический институт в Проскау (б. Пруссия; сейчас Прушкув, Польша). После его окончания в 1889 поступил в Технический институт в Карлсруэ, где слушал лекции по физиологии растений у проф. ботаники Леопольда Юста (Leopold Just, 1841-91). После окончания учебы и прохождения практики в Ботаническом саду в Гамбурге отправился в 1895 в Россию.
В 1895-1900 – главный садовник Ботанического сада Императорского Московского университета. С 1900 по 1903 был главным садовником при губернаторе Москвы. Многие лесные насаждения города обязаны ему своим существованием (напр., территория Театральной площади); автор проектов реконструкции городских парков Сокольники и Петровский в Москве.
В 1903-19 – главный садовник и преподаватель садоводства Московского сельскохозяйственного института (б. Петровская сельскохозяйственная академия, сейчас Российский государственный аграрный университет – МСХА им. К.А. Тимирязева). По поручению института совершал научные поездки по России, а также в Германию, Францию, Голландию и Англию.
С 1910 по 1914 был вице-президентом Императорского российского общества садоводства.
За вклад в развитие российского лесного хозяйства был удостоен пожизненно звания члена-корреспондента Московского лесного общества. В 1910 при Московском сельскохозяйственном институте в Петровско-Разумовском распланировал сквер, в котором был установлен памятник первому председателю Московского лесного общества проф. М.К. Турскому.
На протяжении многих лет являлся членом Немецкого дендрологического общества (Deutsche Dendrologische Gesellschaft); пользовался высокой репутацией и особой любовью у президента общества, графа д-ра Фрица Курта Александра фон Шверина (Dr. Fritz (Friedrich) Kurt Alexander Graf von Schwerin, 1856-1934). Внес большой вклад по внедрению российских сортов фруктовых деревьев и восточноазиатских древесных насаждений в Германии (бывшая Рейнская провинция) и Северной Америке.
В 1915 был приглашен пермским меценатом Н.В. Мешковым для проектирования перед зданием будущего Пермского государственного университета «народного сада», который должен был «служить жителям города Перми приятным местом прогулок и отдыха на чистом воздухе»; автор «Проекта устройства народного сада в г. Перми» (М., 1916). В том же году по поручению Костромской городской управы разработал «Проект устройства общественного сада при памятнике 300-летия царствования Дома Романовых в Костроме» (М., 1916). Этой работе предшествовал его визит в Кострому 13 мая 1915 по приглашению городского головы В.А. Шевалдышева.
В 1918, когда в Москве сложилось тяжелое положение с продовольствием, взяв годичный отпуск по состоянию здоровья, переехал с семьей на Волгу и поселился в немецкой колонии Бейдек. Вскоре по приезде как специалист был мобилизован новой властью для работы в отделах сельского хозяйства (возглавлял отдел садоводства) и народного просвещения Облисполкома Трудовой коммуны Области немцев Поволжья. В свободное время изучал флору и фауну немецкого Поволжья, читал лекции по садоводству и естествознанию на учебных курсах, которые проводились в Немобласти. Результатом его исследовательской работы стала книга „Bäume und Sträucher unserer deutschen Wolgakolonien“ («Деревья и кустарники в Области Немцев Поволжья», Покровск, 1923).
В конце 1921 вернулся в Москву, где был назначен главным экспертом Центрального управления землеустройства (ЦУЗ) Наркомата земледелия. Даже уехав в Москву, не терял связь с Поволжьем. Во время голода в Поволжье в 1921-22 в знак благодарности за ввезенные им в Северную Америку российские сорта фруктовых деревьев, получил поддержку от Министерства сельского хозяйства США через Американскую администрацию помощи (АРА). Летом 1923 в качестве представителя Наркомзема ездил за границу для закупки и безвозмездного получения семян, предназначенных для районов, пострадавших от голода. Благодаря его участию на Всероссийской сельскохозяйственной и кустарно-промышленной выставке, проходившей в Москве в 1923, в павильоне Немкоммуны была устроена немецкая крестьянская усадьба.1)
В 1923 стал проректором и профессором Центрального немецкого педагогического техникума. На этой должности оставался до перевода учебного учреждения в Ленинград летом 1925. Затем работал ботаником в Научном химико-фармацевтическом институте Научно-технического отдела ВСНХ СССР, занимался изучением лекарственных растений.
Летом 1924 по поручению народного комиссариата просвещения АССР Немцев Поволжья занимался изучением флоры Немреспублики. Во время экспедиции открыл новые растения, собрал богатый материал, на основе которого составил гербарий из 338 видов растений немецкого Поволжья, переданный позже на хранение в Центральный музей АССР Немцев Поволжья.
В 1925 в селе Штефан создал биолого-ботанический сад, который описал в работе „Mein biologisch-botanischer Garten in Stephan“ („Unsere Wirtschaft“, 1926, №№ 6-9). При закладке сада осенью 1925 в нём было высажено 80 видов иноземных деревьев и кустарников, принадлежащих к 23 семействам, и 32 вида многолетников, принадлежащих к 14 семействам. Кроме того, было посажено 85 видов местных деревьев и кустарников, принадлежащих к 28 семействам.
С ноября 1926 по 1 октября 1927 работал в Центральном музее Республики немцев Поволжья (сейчас Энгельсский краеведческий музей), став первым заведующим естественно-исторического отдела музея. Положил начало комплектованию естественно-научной коллекции музея, первым начал сбор экспонатов по палеонтологии.
В 1927 по заданию наркомата земледелия АССР НП организовал опытно-огородное семенное хозяйство (Госсемхоз) в с. Штефан. Будучи директором Госсемхоза добился серьезных успехов в овощном семеноводстве и создании новых сортов овощей. Госсемхоз носил имя проф. Мейера.
В период проживания в с. Штефан одновременно работал учителем ботаники в Штефанской неполной средней школе, в которой с 1930 художник Я.Я. Вебер преподавал черчение. В период совместной работы в школе между Мейером и Вебером завязались тесные контакты, которые они поддерживали вплоть до ареста Мейера в 1937. После ареста Я.Я. Вебера 15 марта 1938 ему была поставлена в вину близкая связь с «б/профессором – директором – фашистским агентом, Штефанского госсемхоза Мейер».
Арестован 26 июля 1937 по обвинению по ст. 58 п. 11 УК РСФСР в проведении «контрреволюционной организационной деятельности». На момент ареста проживал в с. Штефан, где работал директором Госсемхоза. 10 февраля 1938 Особым совещанием при НКВД СССР было принято постановление о его выселении в Казахскую ССР.
Дальнейшая судьба проф. Э.А. Мейера требует ещё дополнительного изучения, но, во всяком случае, нам известно, что он умер, находясь в ссылке, в 1943.
В Бундесархиве в фонде Немецкого зарубежного института (Deutsches Ausland-Institut) хранится письмо Альфреда Штекеве (Alfred Steckeweh), двоюродного брата Э.А. Мейера, датированное 21.11.1940 и адресованное проф. Цейсу (Hans Zeiss, 1888-1949), в котором он помимо прочего цитирует полученное от проф. Э.А. Мейера письмо от 15.09.1940. В нём проф. Мейер сообщает о том, что он уже 3 года находится в Сибири („Herzliche Grüsse … aus Sibirien, wo ich mich seit 3 Jahren aufhalte.“).
В тоже время, по сведениям, сообщенным в 1988 г. в НИПЦ «Мемориал» (Москва) Н.Б. Беликовой, внучкой Э. Майера, проф. Майер «провел год в Энгельсской тюрьме … затем выехал на место ссылки в дер. Алексеевка2) (Сев. Казахстан). В 1943 г. в дер. Вревская под Чимкентом3) Э.А. Мейер умер от истощения».
Автор многочисленных работ по дендрологии, садоводству и естествознанию, опубликованных в России и Германии. С 1920-х активно сотрудничал с поволжско-немецкой прессой, в частности, с газетой „Bauern-Zeitung“, основанной в 1921 в Марксштадте, и позже преобразованной в журнал „Unsere Wirtschaft“ (1922-27).
Жена: Инна Ивановна Мейер (дев. фам. н/св.) (1877-1940), православная; похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Дети:
1) Маргарет (Margarete), в 1920 вышла замуж за некоего Франка из села Денгоф, где 14 января 1921 была жестоко убита вместе со своим годовалым ребенком.
2) Евгения, род. 28 июля 1902; крещ. 2 августа 1902, Владимирская церковь в с. Большие Мытищи Московского у. Московской губ.; восприемники: титулярный советник Иван Александрович Маурин и потомственная почетная гражданка София Оттовна Шпиц; крещ. совершил священник Иван Иванович Воскресенский с причтом.
3) Екатерина (1908-1996), в замужестве Стефанович, похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
её дети:
1) Татьяна (1936-1937), похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
4) дочь (н/св.)
Список работ Э.А. Мейера:
Александр Шпак (Средняя Ахтуба – Берлин)
______________
1) Помимо идеи создания типичной колонистской усадьбы в павильоне Немкоммуны на Всероссийской с.-х. и кустарно-промышленной выставке в Москве в 1923 г., а о том, что таковая действительно была создана, мы находи дополнительное подтверждение, напр., в книге Шесть лет национальной политики Советской власти и Наркомнац. 1917-1923 гг. (вместо отчета.) – М.: Издание отд. печати и информации НКН, 1924 (см. здесь), о большой заинтересованности и участии проф. Э. Мейера в работе по подготовке участия Немкоммуны во Всероссийской выставке свидетельствуют также опубликованные в журнале „Unsere Wirtschaft“ в №№ 2 и 3 за 1923 год статьи на эту тему, а именно, Zur Allrussischen landwirtschaftlichen Ausstellung (К Всероссийской сельскохозяйственной выставке) и Die Beteiligung unseres Gebiets an der Allrussischen landw. Ausstellung in Moskau 1923 (Участие нашей Области во Всероссийской сельскохозяйственной выставке в Москве в 1923 году). Были ли полностью воплощены в жизнь предложения Мейера по выставке, теперь трудно сказать. Но, как минимум, в этих публикациях мы имеем заслуживающий внимания и в наши дни готовый план экспозиции Немецкого Поволжья для любого краеведческого музея, расположенного в области традиционного исторического проживания поволжских немцев, или же отдела этнографического музея, посвященного немцам Поволжья.
2) дер. Алексеевка (Сев. Казахстан) – вероятно, это пос. Алексеевка в Зерендинском р-не Акмолинской обл. Казахстана. – Прим. А Шпак.
3) дер. Вревская под Чимкентом – вероятно, это пос. Вревский (сейчас пгт Алмазар) в Чиназском р-не Ташкентской обл. Узбекистана. – Прим. А. Шпак.
Архивы:
Проф. Э.А. Мейер на полях Госсемхоза в с. Штефан.
Фото ок. 1933 г.