Geschichte der Wolgadeutschen

БРУБАХЕР Владимир Иванович (Вольдемар Иоганнович) (Waldemar Brubacher) (27(14) января 1897, г. Могилев Могилевского у. Подольской губ. ‒ ?), секретарь Обкома комсомола Трудовой коммуны Области немцев Поволжья (1921-22), редактор газеты „Nachrichten“ (1922-23). Член РКП(б) с 20 мая 1920.

Брубахеры являлись потомками семьи цюрихских анабаптистов, эмигрировавшей в 17 в. в Пфальц. В 18 в. часть рода переселилась в Галицию. Б. родился в Российской империи, в уездном городе Могилеве Подольской губ. (сейчас Могилёв-Подольский Винницкой обл. Украины) в многодетной семье (в семье было 2 сына и 4 дочери, одна из которых умерла в годовалом возрасте). Его отец – Иоганн Брубахер (Johann Brubacher, 1870, Галиция, Австрия – 18 апр. 1911, м. Вороновица Брацлавского у. Подольской губ.), австрийский подданный, мать – Элен Темира Ольга Розенберг (Ellen Temira Olga Rosenberg, 1 сент. 1872, Галиция, Австрия – 28 окт. 1958, Базель, Швейцария). Отец работал сахароваром на сахарном заводе, мать – домохозяйка.

В 1908 Б. уехал в Винницу, где жили дальние родственники семьи и где в это время его старший брат Макс (1892-1934) учился в реальном училище. Б. также поступил в Винницкое реальное училище, в котором проучился 3 года. После смерти отца в апреле 1911 он был вынужден оставить учебу, «дабы иметь возможность зарабатывать на хлеб». В том же году по причине «гонения иностранцев» Б. вместе со своим старшим братом Максом, окончившим с отличием в июне 1911 реальное училище, уехал сначала в Австрию, а в сентябре 1911 – в Швейцарию. Позже за ними последовала и их мать с тремя дочерьми.

С 1 января 1912 Б. работал на химическо-мыловаренном заводе в Листале (Liestal), принадлежавшем брату его матери, сначала подручным (учеником), а с 1 июля 1914 – мастером-мыловаром. С этого момента начинается его участие в молодежном и рабочем движении. В первые же месяцы 1912 Б. вступил в Союз учеников (Lehrlingsverein). К этому времени он уже был знаком с литературой, изданной Социалистическим союзом молодежи Швейцарии. Позже стал интересоваться книгами о рабочем движении. Под влиянием книги Станислава Вихера „Echo aus der Katorga: Notschrei an die Menschheit. Sammlung authentischer Briefe aus den russischen Gefängnissen“ (Zürich, 1914, 40 S.) вступил в Базельское отделение Союза помощи политзаключенным и ссыльным России (Hilfsverein für die politischen Gefangenen und Verbannten Russlands). С 1914 член Социалистического союза молодежи Швейцарии. Являлся одним из организаторов Социалистической молодежи Базеля, был председателем Базельского комитета, председателем окружного комитета, членом Расширенного пленума ЦК молодежи. В 1915 вступил в профсоюз текстильных рабочих; был профоргом, позже стал членом Комитета профсоюза. В 1915-18 – член делегатского собрания Базельского Союза рабочих.

1 сентября 1916 вступил в Социал-демократическую партию Швейцарии. Ещё не будучи в партии примкнул к Циммервальдской левой группе Базеля. В партии же «был всегда на крайнем левом фланге и стремился создать совместно с товарищами из союза молодежи „Freie Jugend“ революционное ядро партии». Характеризовался товарищами как «самоотверженный и активный деятель молодёжи».

С 1916 на Б. начинаются гонения со стороны полиции, как неблагонадежного иностранца, и со стороны предпринимателей за «активную работу по организации рабочих в профсоюзы». В октябре 1916 он был уволен с завода «за организацию протеста против сверхурочных работ без вознаграждения и за организацию союза рабочих». Б. был включен в «черный список» объединения мыловаренных предприятий и поэтому устроиться ему вновь на мыловаренные заводы Швейцарии и южной Германии теперь было невозможно. В ноябре 1916 он был принят на химический завод Целлонит-Гезельшафт Дрейфус и Ко (Cellonit-Gesellschaft Dreyfus & Co) сначала в качестве разнорабочего, а затем лаборанта. Здесь он продолжил агитационную работу, благодаря чему к концу июня 1917 ему и его четырем товарищам удалось организовать рабочих завода и провести забастовку, всколыхнувшую всю химическую промышленность Базеля. В августе 1917 Б. был уволен с завода. Возникли сложности с работой – ни на одном предприятии его больше не принимали. До апреля 1918 он перебивался временными заработками. Одно время батрачил в поместье Винкенхоф (Wenkenhof) в Рихене (Riehen) близ Базеля. Зачастую же был безработным.

1 апреля 1918 Б. получил работу в Виспе в кантоне Валлис (Visp, Kanton Wallis) на химическом предприятии акционерного общества «Лонца» (Lonza Group AG). Он работал сначала лаборантом, затем старшим по отделению и, наконец, помощником химика по отделению. Здесь он также продолжил свою политическую деятельность – занимался распространением нелегальной литературы среди солдат и изредка выполнял «нелегальную пограничную работу», но агитационную работу среди рабочих не вёл. В кантоне Валлис рабочими по большей части были горные крестьяне, к тому же католики, среди которых вести агитацию было крайне тяжело. Б. находился под усиленным надзором полиции и был арестован перед Всеобщей забастовкой в Швейцарии 1918 года. После забастовки он был освобожден, но позже снова арестован. От увольнения с работы Б. спасло то, что он знал «тайные способы выработки синтетического алкоголя и ацетона». Таким образом, аресты не отразились на его службе, за исключением вычета из заработка. Несмотря на все трудности, Б. удалось организовать в местной партийной организации небольшое революционное ядро из 8-10 товарищей, что сыграло для него положительную роль при обсуждении и голосовании вопроса о вступлении Социал-демократической партии Швейцарии в III Интернационал. Хотя большинство членов Валлисской парторганизации было против вступления, партийная организация города Бриг (Brig) отклонила постановление Комитета об удалении Б. из последнего и исключении его из партии за якобы анархические идеи. Всё же дальнейшая партийная работа для Б. была затруднительна. Случалось даже, что председатель Комитета Дельберг угрожал ему полицией. В конце концов, Б. вынужден был удалиться обратно в Висп, где и оставался вплоть до его отъезда 1 мая 1920 в Советскую Россию. Выехать он был принужден «по вежливой просьбе» Валлисской жандармерии, «попросившей» Б. «оставить пределы швейцарской демократии в трехдневный срок».

В Москву Б. прибыл 19 мая 1920, где 20 мая был принят Московской партийной организацией в члены РКП(б) без кандидатского стажа по партийным документам из Швейцарии, и был направлен в Трудовую коммуну Области немцев Поволжья для работы в Марксштадтском союзе молодежи. С июля по октябрь 1920 – зав. политпросвета Обкома РКСМ, член Президиума Обкома РКСМ. В конце 1920 Б. по семейным делам выехал в Швейцарию, где заодно «принял участие в расколе с.-д. партии Базельской организации». Выезжал нелегально, под видом военнопленного. В январе 1921 он женился на Пауле Шмид и в марте 1921 вместе с ней вернулся в Москву. С апреля по 22 августа 1921 работал секретарем Центрального бюро немецких секций при ЦК РКСМ. Будучи в этой должности в июле 1921 вместе с Эмилем Арнольдом представлял Коммунистический союз молодежи (KJV) Швейцарии на 2-ом Конгрессе Коммунистического интернационала молодежи (9-23 июля 1921, Москва). Кроме того, присутствовал в качестве гостя на Третьем конгрессе Коммунистического интернационала (22 июня – 12 июля 1921, Москва). В конце августа 1921 по его же просьбе был вторично откомандирован в Трудовую коммуну Области немцев Поволжья.

С сентября 1921 по май 1922 – ответственный секретарь Обкома комсомола Трудовой коммуны Области немцев Поволжья, член Президиума Обкома РКСМ. С мая 1922 по ноябрь 1922 – ответственный за редакцию (Für die Schriftleitung verantwortlichen) газеты „Nachrichten“, а с 5 декабря 1922 по 25 марта 1923 – её ответственный редактор (Verantwortlicher Redakteur); фактически, как ответственный редактор подписывал газету, начиная с выпуска от 8 ноября 1922.

На 8-й (28 января – 1 февраля 1922, Марксштадт), 9-й (ноябрь 1922, Покровск) и 10-й (22-24 марта 1923, Покровск) областных конференциях РКП(б) избирался членом Немобкома РКП(б). Одновременно являлся членом президиума Немобкома РКП(б). Кроме того, 28 ноября 1922 был назначен представителем в комиссию по самообразованию при РКСМ. В октябре 1922 принимал участие в работе пленума Центрального бюро Секции работников печати (1−2 октября 1922, Москва).

К 1922 Б. имел серьезные проблемы со здоровьем. У него была обнаружена тяжелая форма туберкулёза. В этой связи с 1 апреля 1923 по 6 апреля 1924 он находился на излечении в санатории на южном берегу Крыма. По возвращении из Крыма на 11-й областной конференции РКП(б) (12-15 мая 1924, Покровск) был избран членом Областной контрольной комиссии РКП(б). В 1925-26 – вновь на излечении на курорте. После лечения перешёл на хозяйственную работу. В 1926-27 – заведующий организационным отделом кооперативного объединения «Немсарпинсоюз» в Бальцере, а с 1927 по 1928 – председатель его правления. В 1928 покинул Поволжье и уехал в Крым.

В 1928-30 – председатель правления Крымкредпромсоюза в Симферополе Крымской АССР. В январе 1930 Крымской ОКК ВКП(б) Б. был объявлен выговор «за неумение возглавить соцсоревнование и ударничество и отсутствие работы по мобилизации масс на выполнение промфинплана», за что он был снят с работы. В 1930-31 – член правления Всекопромсоюза.

В 1932 переехал в Киргизию. В 1932-33 – директор опийного совхоза «Сухой Хребет». С 1933 по 1936 работал в г. Караколе: в 1933-35 – директором опийной станции; в 1934-35 – управляющим конторой «Лектехсырье» (лекарственно-техническое сырье); в 1935-36 – директором Опытной станции по опийному маку «Лектехсырье».

При проверке партийных документов решением Каракольского райкома ВКП(б) Киргизской АССР (до 5 декабря 1936 Киргизия входила на правах автономии в состав РСФСР) от 9 ноября 1935 Б. был исключен из членов партии «за нарушение установленного ЦК ВКП(б) порядка при переходе из Швейцарской с. д. партии, за подготовку контрабанды опия, за заниженные планы урожая опия, за бесхозяйственность». В связи с исключением из партии партийный билет был погашен Киргизским Обкомом ВКП(б) 14 декабря 1935, а 26 марта 1936 Партколлегия КПК при ЦК ВКП(б) по Киргизии своим постановлением подтвердила исключение Б. из рядов ВКП(б).

После исключения из партии по тем же мотивам Б. был арестован и находился под следствием. Обвинялся по ст. 109 УК РСФСР. Каракольским судом ему было объявлено общественное порицание «за халатность и небрежность к порученной работе». Все остальные обвинения суд признал необоснованными. Судебная коллегия Верховного Суда РСФСР приговор Каракольского суда оставила в силе.

В мае 1937 Б. подал апелляцию в Комиссию Партийного Контроля при ЦК ВКП(б) о пересмотре решения Киргизской парторганизации об исключении его из партии. На момент подачи апелляции Б. нигде не работал. Партколлегия КПК при ЦК ВКП(б) постановлением от 25 июля 1938 подтвердила решение Партколлегии КПК по Киргизии от 26 марта 1936 об исключении Б. из рядов ВКП(б) «как не внушающего доверия».

На протяжении многих лет Б. поддерживал близкие отношения с Францем Густи, мужем его бывшей жены Паулы Брубахер, вплоть до ареста Густи в июне 1937.

В 1938 Б. работал плановиком артели «Гужтруд» в Феодосии Крымской АССР. Дальнейшая судьба неизвестна.

Брак: январь 1921 (в разводе с 1923), жена – Паула Ивановна (Иоганновна) Брубахер (дев. фам. Шмид) (Paula Brubacher-Schmid) (1902, Базель, Швейцария – 1973, Москва, СССР), в 1923-27 инструктор женотдела Обкома ВКП(б) АССР Немцев Поволжья.

Дети:

1. Сын Петр (Peter), янв. 1922, Марксштадт – сент. 1922, Покровск.

Александр Шпак (Берлин)


См. также:

Brubacher, Waldemar


При подготовке статьи использованы:
  1. Brubacher, M.: Вечерние настроения = Abendstimmungen: 1912-1913 / Übers. und mit einem Nachwort hrsg. von Georg Brubacher. – Zürich: Pano Verlag, 1998, S. 135-144.
  2. Huber, P.: Stalins Schatten in die Schweiz. Schweizer Kommunisten in Moskau: Verteidiger und Gefangene der Komintern. – Zürich: Chronos, 1994, S. 297-298.
  3. Schmid, B.: „Du weißt mich jetzt in Raum und Zeit zu finden“. Zwei Frauen zwischen Basel und Moskau. – Zürich: Rotpunktverlag, 2020.
  4. Информация, полученная от Эльмара Маттис (Elmar Matthies), родственника Владимира Брубахера.

Архивы:

  1. ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 1. Д. 57.
  2. ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 3. Д. 32.
  3. ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 7. Д. 40/144.
  4. ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 7. Д. 40/145.
  5. ГАНИСО. Ф. 27. Оп. 5. Д. 43/87.
  6. ГАНИСО. Ф. 57. Оп. 8. Д. 1506.
  7. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 9. Д. 82081.
  8. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 99.
  9. РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 100. Д. 12371
  10. РГАСПИ. Ф. 495. Оп. 274. Д. 143.
  11. РГАСПИ. Ф. 589. Оп. 3. Д. 1508.
Фото:
  1. Личный архив Беатрис Шмид (Швейцария).

Удостоверение, выданное В. Брубахеру Базельским Коммунистическим союзом молодежи Швейцарии в феврале 1921 г. для предъявления в Бюро III Интернационала в Москве о том, что он является корреспондентом газеты „Neue Jugend“ и имеет право представлять Коммунистический союз молодежи Швейцарии в Бюро III Интернационала.

Ausweis

An das Bureau der III International

Moskau:

Hiermit bestätigen wir dass Genosse Waldemar Brubacher das Recht hat den kommunistischen Jugendverband der Schweiz in Bureau der III Internationale zu vertreten. Genosse Brubacher ist unser Berichterstatter und Mitarbeiter an der NEUEN JUGEND und wir ersuchen Sie ihn die Möglichkeit des Postverkehrs mit uns zu verschaffen.

BASEL den 2 Februar 1921.

S. Bamatter   (Ameld)

Источник: РГАСПИ. 495. Оп. 274. Д. 143. Л. 12.


Удостоверение, выданное В. Брубахеру и его жене Пауле
Петроградским бюро Коминтерна 12 марта 1921 г.

Источник: РГАСПИ. 495. Оп. 274. Д. 143. Л. 10.


Справка Обкома РКП(б) Трудовой коммуны Области немцев Поволжья от 4 ноября 1922 г. о подтверждении партийного стажа Германа Шульца, Пауля Зерена и Владимира Брубахера.

Источник: ГАНИСО. Ф. 1. Оп. 3. Д. 32. Л. 4.


Отчетная карточка на партийный билет № 0972557 (образца 1926 года) В.И. Брубахера, выданный ему Бальцерским канткомом ВКП(б) АССР Немцев Поволжья 26 марта 1927 г. Партбилет был погашен Киргизским Обкомом ВКП(б) 14 декабря 1935 г. в связи с исключением В.И. Брубахера из членов партии.

Источник: РГАСПИ. Ф. 17. Оп. 99.


Характеристика на Владимира Брубахера, составленная Швейцарским представителем при Исполкоме Коминтерна Кони Майером 11 ноября 1936 г. (на немецком языке).

Рукописный текст на документе:

Da Brupbacher z Z. in fernen Orten das Parteibillett abgenommen ist wegen Anzweifelung seiner Vergangenheit und Anschuldigung der Verantwortung für Wirtschafts-Schaden, ersuche ich dem Verlangen Brupbacher stattzugeben und dem dortigen Raykom der WKP/B obige Charakteristik zuzustellen.

Adresse: Киргизская А.С.С.Р.

   Секретарю ОК ВКП(б) тов Белоцкому

[links am Rand:] Zur Weiterleitung nach Bestätigung durch Kaderabt.

Источник: РГАСПИ. 495. Оп. 274. Д. 143. Л. 3.


Выписка из протокола заседания Партколлегии КПК при ЦК ВКП(б) от 25 июля 1938 г.
по делу В.И. Брубахера в связи с исключением его из рядов ВКП(б).

Источник: РГАСПИ. Ф. 589. Оп. 3. Д. 1508. Л. 179.


Паула и Владимир Брубахер, 1921 г.

Фото предоставлено Беатрис Шмид (Швейцария).