ДЕНГОФ Иоганнес Карл (Johannes Karl Dönhof) (26 января 1827, с. Медведицкий Крестовый Буерак (Франк) Камышинского у. Саратовской губ. – 1 сентября 1864, с. Лесной Карамыш (Гримм) Камышинского у. Саратовской губ.), евангелическо-лютеранский пастор.
Отец – Якоб Карл Денгоф (Jacob Carl Dönhoff, род. до 1800, ум. в 1829); в конце 1817 вернулся с гос. службы и был приписан колонистом к колонии Гололобовка (Денгоф). Мать – Кристина Флитнер (Christina Flittner, род. ок. 1799, ум. в 1854), дочь Франца Августа Флитнера (Franz August Flittner, 1763-1825), пастора в нем. кол. Медведицкий Крестовый Буерак (Франк) Камышинского у. Саратовской губ. в 1788-1820. У Д. были сёстры, но он был единственным сыном в семье. На втором году жизни он потерял отца и воспитывался матерью.
С 7 до 13 лет он учился в местной церковно-приходской школе. Несмотря на свою болезненность и частые головные боли, он исправно посещал сельскую школу и воспитывался матерью в строгой религиозности. «Мне не разрешалось переступить порог школы, не обращая детских слов молитвы к тому, кто направляет наши шаги и питает наши сердца и умы своим словом», – писал он в своём дневнике.
В 1840-44 продолжил обучение в Лесно-Карамышской школе для подготовки шульмейстеров со знанием русского языка (с 1866 – Лесно-Карамышское центральное русское училище). Благодаря своему неутомимому трудолюбию и строго нравственной жизни, он был одним из лучших учеников в школе и любимцем учителей. Хотя курс обучения длился 6 лет, он был освобожден из школы уже через 4 года и назначен помощником шульмейстера в церковно-приходской школе в Лесном Карамыше в качестве учителя русского языка. Однако ему была уготована судьба не школьного учителя, а проповедника, о чём он давно и страстно мечтал.
Как раз в это время, в июне 1844, его дядя, старший брат его матери, Давид Флитнер, тогдашний генерал-суперинтендент Петербургского евангелическо-лютеранского консисториального округа, совершал визит в саратовские колонии в общины, где он был раньше пастором и пробстом. Проявлением отеческой заботы о своем племяннике стало решение дяди забрать Д. с собой в С.-Петербург. Так Д. оказался в стенах Петришуле (St. Petri-Schule; школа при лютеранском приходе Святых Апостолов Петра и Павла в С.-Петербурге), в которой он проучился три года и летом 1847 уехал в Дерпт (сейчас г. Тарту, Эстония) для сдачи вступительного экзамена в университет.
С августа 1847 он студент теологического факультета Дерптского университета, который окончил в 1851 со степенью кандидата. После сдачи консисториального экзамена в Петербургской консистории в течение года проходил испытательный срок у своего дяди. Ординирован в 1852 в С.-Петербурге. К этому времени Д. получил приглашение из Таловского прихода (Камышинский у. Саратовской губ.) занять вакантное место проповедника в этом приходе и с радостью принял его. Перед отъездом к месту служения он женился на своей кузине Юлии Флитнер, дочери его второго дяди, пастора ев.-лют. церкви Св. Георгия при 2-м кадетском корпусе в С.-Петербурге, и уже 4 ноября 1852 был в Таловке (Бейдек).
В 1852-58 – пастор в с. Таловка (Бейдек) Камышинского у. Саратовской губ. За короткое время Д. завоевал уважение и признание не только в своем приходе, но и за его пределами. Уже в 1856 он получил приглашение быть проповедником сразу от двух приходов – Голо-Карамышского (Бальцер) и Усть-Кулалинского (Галка). Однако остался верен своему маленькому приходу и отклонил оба приглашения. Через два года он снова получил приглашение из самого большого ев.-лют. прихода нагорной стороны – Лесно-Карамышского (ок. 12 тыс. прихожан). На этот раз он последовал этому призыву и с 1859 вплоть до своей безвременной кончины в 1864 служил пастором в с. Лесной Карамыш (Гримм) Камышинского у. Саратовской губ. В 1859 ему дважды довелось быть проповедником в С.-Петербурге и Петергофе. Но каждый раз он возвращался в Лесно-Карамышский приход.
Во второй половине XIX в. в Российской империи среди протестантов стал заметно проявляться уклон к баптизму. Не было исключением в этом и немецкое Поволжье. В 1860 в Лесно-Карамышском приходе, в котором Д. служил пастором, в этой связи даже возник церковный спор. Суть его заключалась в том, что часть членов общин в колониях Карамышевка (Бауэр) и Гололобовка (Денгоф) была введена «в баптистские заблуждения» меннонитами Беккером и Бартелем. Д. решительно выступил против пунктов их учения и убеждений. В октябре-ноябре 1860 он написал шесть пастырских посланий «братьям» в евангелическо-лютеранских общинах Карамышевки и Гололобовки. Эти письма возымели действие и 1 января 1861 было даже подписано совместное заявление, состоявшее из четырех пунктов, между «братьями» Карамышевки и Гололобовки и пастором Денгофом, которым признавалась ошибочность их убеждений и выражалось полное согласие с учением евангелическо-лютеранской церкви. Заявление подписали 82 чел. Не смотря на это, Беккер и Бартель продолжали беспокоить и будоражить людей своими письмами. Тогда, в ноябре 1861, последовало седьмое пастырское послание, в котором Д. привёл безапелляционные аргументы против баптизма. Позже пастырские послания Денгофа были опубликованы в газете „St. Petersburgisches evangelisches Sonntagsblatt“ в №№ 30, 32, 33, 36, 37 и 38 за 1861 и в №№ 10, 11 и 12 за 1862 и вышли отдельным изданием под заголовком „Sieben Hirtenbriefe wider baptistische Irrthümer. Ursprünglich gerichtet an die „Brüder“ in dem evang.-luth. Kirchspiel Lesnoj-Karamysch, namentlich in den Gemeinden Gololobowka und Karamyschewka“ (St. Petersburg, 1862).
Д. уделял много внимания школьному образованию, постоянно заботился об улучшении школ в своем приходе. Являлся членом комиссий по составлению программы учительской семинарии в колониях, по написанию нового букваря и книги для чтения для колонистских школ.
Незадолго до своей смерти, 16-19 августа 1864 он принимал участие в работе синода нагорной стороны Волги.
Д. умер в с. Лесной Карамыш (Гримм) от пневмонии 1 сентября 1864 в 5 часов утра на 38-ом году жизни и был похоронен 4 сентября на местном кладбище. В похоронах участвовали восемь проповедников, двое из которых были с луговой стороны. Прощальную речь во дворе произнес пастор Дитрих из Таловки (Бейдек), похоронную проповедь в церкви – пробст Бонвеч, а надгробную речь на могиле – пастор Иоганн Аллендорф.
Брак: 30 сентября 1852 в С.-Петербурге, жена – Юлия Шарлотта Вильгельмина Флитнер (Julie Charlotte Wilhelmine Flittner), род. 6 апреля 1834 в Нижнем Новгороде, ум. 3 сентября 1898 в С.-Петербурге, похоронена на Смоленском кладбище; кузина Д., дочь его дяди пастора ев.-лют. церкви Св. Георгия при 2-м кадетском корпусе Императора Петра Великого в С.-Петербурге в 1840-66 Иоганна Христиана Готфрида Флитнера (Johann Christian Gottfried Flittner, 1806-1868) и Вильгельмины Генриетты Фрезе (Wilhelmine Henriette Frese, 1808-1881).
Дети:
1) Иоганнес Карл (Johannes Carl), род. 13 мая 1854 в с. Таловка (Бейдек) Камышинского у. Саратовской губ., ум. 4 октября 1866 в С.-Петербурге от чахотки; похоронен на Смоленском кладбище.
2) Юлия (Julie), род. 1 июня 1855 в с. Таловка (Бейдек) Камышинского у. Саратовской губ., ум. 27 июля 1918 в Петрограде от истощения, не замужем; похоронена на Смоленском кладбище.
3) ?
4) Эмилия (Emilia), род. в 1860 в с. Лесной Карамыш (Гримм) Камышинского у. Саратовской губ., ум. 4 мая 1919 в Петрограде от отека легких, не замужем; похоронена на Смоленском кладбище.
5) Розалия Елизавета (Rosalia Elisabeth), род. в мае 1864 в с. Лесной Карамыш (Гримм) Камышинского у. Саратовской губ., ум. 8 октября 1917 в Петрограде от рака желудка, не замужем; похоронена на Смоленском кладбище.
Александр Шпак (Берлин)