Geschichte der Wolgadeutschen
Приложение к статье: Шнайдер Антон

АНТОН ШНАЙДЕР

Среди немецких колонистов Поволжья широко известно имя учителя и мыслителя Антона Шнайдера, 140 лет со дня смерти которого исполнилось в 2007 году. Автор исторических и социально-бытовых воспоминаний о жизни колонистов, собиратель и хранитель их первых церковных и патриотических песен, поэт и моралист с философским складом ума, он оставил богатый духовный материал для своих потомков.

Антон Шнайдер родился 26 марта 1798 г. в селе Мариенталь, основанном католическими переселенцами в 1766 г. на левом берегу реки Большой Караман. Среди них был и его дед Лоренц Шнайдер (1748-1788 ), который прибыл на Волгу сиротой, так как его отец Каспар Шнайдер умер по дороге в Россию. Антон был единственным сыном в двухдетной семье Иоганнеса Шнайдера (1770 – 1814) и Марии Катарины Хильд. Он рано осиротел, потеряв в возрасте 15 лет, одновременно мать, отца и единственную сестру. Его богато одарённая натура физически и умственно быстро развивалась. Антон рос любознательным и смышлённым ребёнком, выделяясь среди сверстников природным талантом и усердием. С малых лет Антон тянулся к знаниям, которые постоянно развивал и соершенствовал. Он проявлял большой интерес к истории и богословскому учению, много читал, грамотно писал и решал, и был самым успевающим учеником в церковно-приходской школе. С юного возраста он глубоко усвоил основы христианской морали. Трудолюбие, усердие и тяга к самообразованию выдвинули его на первое место среди односельчан по уровню грамотности и богатству знаний. Оказавшись единственным владельцем отцовского наследства, Антон Шнайдер женится в возрасте неполных 16 лет на дочери местного колониста Марии Анне Вольф (1798-1865) и вместе с нею ведёт дальше крестьянское хозяйство. Однако через пять лет (1819) он продаёт своё хозяйство и принимает пост учителя церковно-приходской школы в селе Мариенталь. В те далёкие времена сельские учителя отбирались из числа наиболее просвещённых жителей села священником прихода и утверждались на общем собрании общины. Их называли „Schulmeister“ или „Kuster“. С этого момента фамилия Шнайдер получает прозвище – «Шульмайстер». Учитель обязан был научить детей читать, писать и решать. В его функции входило также преподавание катехизиса и церковного пения. Он ревностно следил за морально-нравственным поведением своих учеников, воспитывая их в духе христианских нравоучений. Исходя из этого, учитель должен был обладать разносторонними способностями, быть неординарной личностью и образцом нравственности для своих питомцев. На этой должности Антон Шнайдер пробыл 25 лет (1819 – 1844), передав данный пост своему сыну Якову (1820 – 1862?). Завершив преподавательскую деятельность, Антон Шнайдер снова принялся за крестьянский труд, оставив после своей смерти в 1867 году налаженное хозяйство. Он стал по-существу основателем обширного рода Шнайдеров из села Мариенталь. У него с Марией Анной Вульф было11 детей (5 сыновей и 6 дочерей). От двух его сыновей идут родословные ветви моей матери ( Мария Шнайдер, 1902-1994, в замужестве Обгольц) и моей бабушки по отцу Екатерины Обгольц (1874-1951), урождённой Шнайдер.

Будучи от природы наблюдательным и любопытным, Антон Шнайдер собирал факты и сведения, касающихся истории села Мариенталь, быта и жизни первых переселенцев, деятельности священослужителей и органов местного самоуправления. Беседуя со стариками, он записывал их воспоминания о набегах киргизов и пугачёвском бунте. Антон Шнайдер был избран доверенным лицом от села Мариенталь для участия в торжествах по поводу открытия памятника Екатерине II в городе Катериненштадте и подробно описал всю церемонию этого многодневного праздника. Ему довелось быть свидетелем посещения в 1837 году поволжских колоний великим князем Александром Николаевичем, будущим императором Александром II.

Антон Шнайдер обладал неординарным писательским талантом. Его исторические очерки, публицистика и стихи шроко известны и многократно использованы в трудах историков и литераторов. Это он впервые описал историю о Киргизенмихеле и прекрасной Амине из Мариенталя („Der Kirgisenmichel und die schone Ammi von Mariental“), ставшей своеобразным эпосом поволжских колонистов. Эта история легла в основу поэмы „Das Lied vom Kuster Dies“ Давида Куфельда (David Kufeld ) и переработана в пьесу для театральной постановки Г. Гебелем (псевдоним Готлиба Бератца) и А. Гунгером (G. von Gobel , A. Hunger). Он оставил уникальное собрание церковных и патриотических песен, принадлежащих различным авторам (Gesangbuch, 1858), записанных им с помощью оригинальных нот.

Широта знаний, мудрость и подвижнечество Антона Шнайдера выдвигают его в ряд первых мыслителей среди немецких колонистов Поволжья. В его рукописных трудах встречается большое количество изречений, являющихся готовыми афоризмами. В них он ссылается на Понтия Пилата, Цицерона, героев греческой мифологии и приводит цитаты из Библии.

В 1917 году в «Saratower Deutsche Volkszeitung» была помещена небольшая заметка, посвящённая памяти Антона Шнайдера, в которой приведены слова одного из его современников: «Он был большого и крепкого телосложения, со спокойным и серьёзным выражением лица, добродушен, ласков и любезен со всеми».

Умер Антон Шнайдер 13 августа 1867 года и был похоронен в селе Мариенталь. Его могила, как и могилы остальных односельчан стёрты с лица земли. Но осталось большое духовное наследие Антона Шнайдера, которое ждёт своего обобщения и опубликования.

Prof. Albert Obholz,
Kaiserslautern


Опубликовано на русском языке в журнале „Ost-West-Panorama“ Nr.6, 2007 (Германия), на немецком языке - в „Volk auf dem Weg“ Nr.7, 2007 (Германия).