Geschichte der Wolgadeutschen
Приложение к статье: Пропп Яков Филиппович

ПРЕДКИ, ВЫ В ПАМЯТИ НАШЕЙ

... Россия дала миру много крупных предпринимателей, промышленников, купцов. Были среди них люди высокой культуры, подлинные гуманисты, меценаты, щедро помогавшие художникам, писателям, артистам, строившие церкви и больницы, дома престарелых и детские приюты.

Энергичные, умные деловые люди были и среди российских немцев. Среднее Поволжье славилось мельницами, снабжавшими всю страну мукой самого высшего качества. И владели ими, и работали на них, в основном, немцы. Владельцы мельниц были люди состоятельные, дома, построенные ими, до сих пор украшают улицы Саратова и других городов. Местные старожилы до сих пор помянут фамилии владельцев мельниц: Братья Шмидт, Рейнеке, Борели...

В фирме братьев Шмидт и начал свою трудовую жизнь Яков Филиппович Пропп, о котором я хочу рассказать.

Отец его, житель села Гусеенбах, что в 120 километрах от Саратова, был бродячим портным. Яша же, окончив 4 класса сельской школы, отправился в Саратов. Новую, городскую, жизнь он начал «мальчиком на побегушках» в фирме братьев Шмидт. Честный, смышленый, трудолюбивый, он привлек к себе внимание. Началось продвижение по службе — вскоре хозяева доверили ему пост заведующего филиалом фирмы в Санкт-Петербурге. К этому времени молодой человек был уже достаточно образован: свободно владел русским языком, много читал — причем не только специальную, но и художественную литературу, в основном классику. Увлечение это осталось на всю жизнь, библиотеку он пополнял на всем ее протяжении.

В качестве заведующего филиалом Яков Филиппович сумел поднять престиж фирмы, установить прочные деловые связи, чем обеспечил бесперебойную поставку качественного зерна и высокосортной муки. Владельцы фирмы высоко ценили честность беззаветно преданного делу помощника. Ему был положен высокий оклад, бесплатно предоставлена просторная квартира.

Кстати, не так давно из старого петроградского справочника мне удалось узнать, что Якову Филипповичу за плодотворную деятельность на пользу города было присвоено звание Почетного гражданина Петрограда. Был он незадолго до революции и членом Государственной Думы — представлял интересы немцев Поволжья.

У Я. Ф. Проппа была большая семья. Всем детям он дал образование: мальчики окончили Петершуле, девочки — Анненшуле. Владимир Яковлевич, окончив романо-германское отделение филологического факультета Петроградского университета, посвятил себя изучению русского фольклора: в 28 лет защитил докторскую диссертацию, стал членом-корреспондентом Академии Наук. Альма Яковлевна, выпускница того же факультета, преподавала иностранные языки в учебных заведениях Одессы, Саратова, в Сыктывкаре — в Коми-филиале Академии Наук. Роберт стал врачом. Сам тяжело больной, он бесплатно лечил крестьян как из немецких, так и из русских поволжских деревень. Элла, закончив курсы иностранных языков, преподавала в школе, работала переводчицей. Евгения посвятила себя музыке, училась в консерватории.

А как же сложилась судьба самого Якова Филипповича? Сельский уроженец, он мечтал вернуться к земле, жить на природе. И вскоре мечте его суждено было осуществиться. Жители его родного села Гуссенбах своей земли не имели — арендовали у крупного владельца. Сельская община решила выкупить ее. Переговоры попросили взять на себя Я. Ф. Проппа — человека грамотного, честного, к тому же хорошо знающего русский язык.

И — сделка состоялась. В благодарность за услугу жители Гуссенбаха хотели подарить Якову Филипповичу земельный участок, но тот подарка не принял — заплатил за надел, сколько положено. Так Я. Ф. Пропп стал «землевладельцем». Постепенно начал обустраивать хутор: начал с хозяйственных построек, потом заложил фруктовый сад — он стал гордостью хутора «Пропповка».

После революции Яков Филиппович окончательно покинул Петроград — занялся садоводством, развел пчел. Но покой был недолог: в 1920 году он скончался ...

Жители Гуссенбаха высоко ценили своего земляка: даже в годы гражданской войны хутор никто не тронул, хотя «заглядывали» сюда и белые, и красные ...

В недолгие годы НЭПа хутор превратился в высокоразвитое многоотраслевое хозяйство — сливочное масло и сортовые яблоки поставлялись отсюда даже в Ленинград. Летом, в отпуск, съезжалась вся многочисленная семья Проппов.

Заведовал хозяйством внук Якова Филипповича — Роберт Шварц. Но в 1929 году началось «раскулачивание»...

Не стало хутора, затерялась могила Я. Ф. Проппа. И все же появляются на карте старые немецкие названия. И вместо неплохого по-своему топонима «Линево озеро» на карте снова появилось «Гуссенбах»!

Роберт Натанович Гефеле
Газета "Neues Leben", № 8,
23 февраля 1994 г.


Автор статьи Роберт Натанович Гефеле - внук Якова Филипповича Проппа.