Geschichte der Wolgadeutschen

ПИЛЬНЯК Борис Андреевич [настоящая фамилия - Вогау (Wogau)] (29 сентября 1894, Можайск Московской губ. - 21 апреля 1938, Москва), писатель. Отец - земский ветеринарный врач, из немцев Поволжья, мать - из семьи русского волжского купца. Детство и юность П. прошли в провинциальных городах России - Саратове, Богородске, Н. Новгороде, Коломне, в земско-разночинной среде; в молодости его родители были близки к народникам. Детство и юность повлияли на формирование мировоззрения и творческого своеобразия писателя. В 1920 он окончил Московский коммерческий институт.

Писать П. начал рано - в девять лет. Первое произведение опубликовано в марте 1909, когда П. было 14 лет. Сам он началом своей литературной деятельности считал 1915 - год появления его рассказов (уже под псевдонимом Б. Пильняк) в журналах и альманахах ("Русская мысль", "Жатва", "Сполохи", "Млечный путь"). Первая книга "С последним пароходом" вышла в 1918, следующая "Былье" - в 1920 и была охарактеризована самим автором как первая книга в РСФСР о революции. Мировую известность П. принес первый роман о революции "Голый год" (1922), написанный в новой авангардной манере. Роман был переведен на многие языки мира и выдвинул П. в первые ряды литераторов.

Главной задачей своей литературной деятельности П. считал правдивое описание происходящих вокруг него событий, писать так, как подсказывало ему его сердце и мироощущение. Творчество П. с первых же его произведений вызывало споры. Отмечая самобытность, новаторство, талантливость, музыкальность его прозы, критики упрекали П. в отсутствии в произведениях коммунистической оси, вокруг которой и развивались бы революционные события, в том, что он воспринял революцию как бунт, очищающую грозу, метель, стихийную, не направляемую никем силу. П. четко определял свою любовь к России вне идеологии. Он принадлежал к т. н. группе попутчиков. В программных "Отрывках из дневника" (1924) П. писал: "Я не коммунист и потому не признаю, что я должен быть коммунистом и писать по-коммунистически, - и признаю, что коммунистическая власть в России определена - не волей коммунистов, а историческими судьбами России, и, поскольку я хочу проследить (как умею и как совесть моя и ум мне подсказывают) эти российские исторические судьбы, я с коммунистами, т. е. поскольку коммунисты с Россией, постольку я с ними; признаю, что мне судьбы Р.К.П. гораздо меньше интересны, чем судьбы России".

В 1922 П. одним из первых советских писателей посетил Германию, представляя новых писателей, "родившихся в революции". В Берлине у него тогда вышли 2 книги, куда вошли произведения "Голый год", "Иван-да-Марья", "Повесть Петербургская, или Святой камень-город", "Смертельное манит". В 1923 П. побывал в Великобритании, где встречался с крупными писателями и деятелями культуры. Во время поездки он писал роман "Машины и волки", где дикость, невежество, темные инстинкты ("волки") противопоставлены разуму, промышленному прогрессу ("машины"). Замысел работы сложился до поездки. В Великобритании П. убедился, как далеко ушла Европа, какой долгий путь предстоит пройти России, чтобы приобщиться к европейской цивилизации. Поездка уточнила и развела полюса романа; теперь П. примыкал к большевикам, преобразовывавшим и преодолевавшим отсталость России.

Несмотря на жесткие требования современных П. идеологов литературы, он постоянно отстаивал право иметь собственный взгляд на вещи, который высвечивал сложные и противоречивые события в Советском государстве. "Мне выпала горькая слава быть человеком, который идет на рожон. И еще горькая слава мне выпала - долг мой - быть русским писателем и быть честным с собой и Россией", - писал он в рассказе "Расплеснутое время" (1924). Этим принципам П. следовал в повестях "При дверях" (1919), "Метель" (1921), "Мать сыра-земля" (1924), "Иван, Москва" (1927) и др. Таким актом "честности с собой и Россией" стала скандальная "Повесть непогашенной луны" ("Новый мир". 1926. № 5), тираж которой был конфискован. В основу повести положена история смерти М.В. Фрунзе; повесть впервые в советской литературе раскрывала черты нарождавшегося тоталитарного режима и механизм уничтожения партийных единомышленников. Современники сразу же разглядели в героях их прототипы - И.В. Сталина и Фрунзе. В 1927 вышли в свет книги "Заволочье", "Корни японского солнца", "Очередные повести", "Расплеснутое время", "Рассказы", "Рассказы с Востока", в 1928 -"Китайская повесть", а также другие повести и рассказы, часть из которых написана по впечатлениям от многочисленных поездок по СССР и за границу (в Грецию, Турцию, Палестину, Монголию, Китай, Японию, Америку и др.). В 1929 вышло 6-томное, в 1930 - 8-томное "Собрание сочинений" П.

1929 ознаменовался для П. первой организованной против него кампанией травли, поводом к которой стала публикация в берлинском издательстве "Петрополис", где печатались советские писатели, повестей "Штосе в жизнь" и "Красное дерево". П. в то время возглавлял Всероссийский союз писателей и в числе первых подвергся организованной по приказу вождя травле с целью поставить под контроль советскую литературу.

В последующие годы П. опубликовал книги "Волга впадает в Каспийское море" (1930), "Таджикистан -седьмая советская" (1931), "О'кей, американский роман" (1933), "Камни и корни" (1934), "Созревание плодов" (1936), "Рождение человека" (1935), "Избранные рассказы". Своим принципам - "быть талантливым, беречь свое дарование" - П. остался верен до конца жизни.

В предчувствии ареста П. в 1937 написал роман "Соляной амбар", в котором вновь возвращался к детским и юношеским годам, проведенным в провинции, к революции, свидетелем которой он был, пытался проанализировать истоки произошедших на его глазах эпохальных событий. Роман был задуман как последнее слово писателя. В октябре 1937 П. был арестован, 21 апреля 1938 осужден Военной коллегией Верховного суда СССР по ложному обвинению в совершении государственных преступлений и приговорен к расстрелу. Приговор был приведен в исполнение в тот же день.

Соч.: Сочинения: В 3 т. / Сост., подгот. текста и коммент. Б. Андроникашвили-Пильняка. М., 1994.

Лит.: Б. Пильняк: Статьи и материалы. Л., 1928. Воронский А. Борис Пильняк // Воронский А. Искусство видеть мир. М., 1987; Борис Пильняк: Опыт сегодняшнего прочтения: Сб. ст. М., 1995; Ерина Е.М. Отец писателя Б. Пильняка - наш земляк // Ерина Е.М. Очерки истории культуры Немецкой автономии на Волге. Саратов. 1995. С. 98-102; Андроникашвили-Пильняк Б.Б. Метеор? Прометей? К. Чуковский и Б. Пильняк // Литературное обозрение. 1999. № 3. * Русские писатели XX в. М., 2000.

К. Андроникашвили-Пильняк (Москва)



Ольга Ивановна Савинова, мать писателя.

Генрих Иванович Вогау, отец писателя.

 

Борис Пильняк со своим отцом Генрихом Вогау и своим сыном Андреем, 1921 г.р. Коломна. Лето 1923 г.

 

Борис Пильняк, фото 1924 г.

 

Фотография, сделанная во время посещения бабушки Анны Вогау в 1929 г. в Баронске:
стоят - Борис Пильняк и его дядя, художник Александр Савинов;
сидят слева направо: жена Савинова, мать Пильняка, его бабушка
и его дети Андрей и Наталья.